Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Родничок" г. Надыма
МДОУ "детский сад "Родничок" г. Надыма"
Год основания2012 годЯзыки образованияРусский

Вопрос - ответ

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период адаптации?

 Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.
Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.
Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.
В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.
Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.
Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко. Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка). Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика. Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.
Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?
Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение. Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик. Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.
Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!
Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.
Не стоит ждать, что ваш малоежка, адаптировавшись, начнет просить на завтрак добавки или превратится в садике в заводилу группы, если дома он предпочитает тихонько рассматривать картинки в книжках. Адаптировавшись, ребенок станет вновь "самим собой", исчезнут нетипичные для малыша поведенческие реакции (например, истеричность у спокойного ребенка или вялость, безучастие ко всему у маленького холерика), нормализуется сон, пройдут проявления возможного регресса в развитии.
Но иногда бывает так, что состояние ребенка с течением времени не нормализуется, а появляются все новые психоэмоциональное проблемы (страхи, истерики, возможно появление нервных привычек, которых раньше не было, агрессия или тревожность, пугливость). И если прошло уже несколько месяцев, а малыш по-прежнему сильно кричит, постоянно плачет в группе, не идет на контакт с детьми или воспитателе, то это все говорит о том, что адаптация проходит для него очень тяжело. В таком случае вам обязательно следует обратиться к хорошему психологу, который поможет разобраться в причинах дезадаптации.
Если вы стараетесь делать все правильно, но прошло более полугода, а ребенок так и не смог успешно адаптироваться к садику, причина может быть не в том, что он "не садиковский", а в том, что воспитатель просто не смог найти подход именно к вашему ребенку. Бывает достаточно поменять садик или договориться о переводе в другую группу, и малыш начинает с удовольствием посещать детский сад. Если же вы полностью уверены в квалификации вашего воспитателя, то, возможно, 2-3 года — слишком ранний возраст именно для вашего ребенка. Если у вас есть возможность еще год посидеть дома (пригласить няню, отводить к бабушке) — может быть, стоит отложить начало посещения детского сада до 4 лет.

Что должен обязательно уметь ребёнок при поступлении в д/с?

 -Застегивать или расстегивать одежду. Двухлетка должен как минимум заинтересованно относиться к одеванию и принимать нужные позы, а трехлетний малыш в идеале должен сам справляться с колготками, носками, рубашкой и верхней одеждой. Конечно, пуговицы, клепки, молнии и особенно шнурки подчинятся далеко не каждому трехлетке, но малыш должен хотя бы представлять, как это делается, и пытаться с этим справиться самостоятельно. Купите игры-шнуровки, развивающие игрушки с различными видами застежек или смастерите их сами и посвящайте этим нехитрым занятиям несколько минут в день. Также можно украсить стену детской комнаты плакатиком с различными предметами гардероба (в той последовательности, в которой их нужно надевать). Такой плакат можно смастерить вместе с ребенком, используя ненужные модные журналы и лист ватмана. «Спасибо» за такие тренировки скажет не только сам малыш, но и воспитательница, ежедневно собирающая на прогулку 15-20 гомонящих сорванцов!

- пользоваться ложкой (желательно и вилкой) и пить из чашки. Смело убирайте из обихода малыша поильники, непроливайки и тем более бутылочки с соской – в саду они приравниваются к «вредным привычкам». Конечно, без летающих по кухне котлеток и лужиц на полу в первое время не обойтись, но другого пути, увы, просто нет…

- проситься на горшок. Если вы еще не отучили ребенка от подгузников – сейчас самое время начать. Специалисты солидарны в том, что с 1,5 -2 лет дети уже готовы к приучению к горшку, и тёплое время года значительно облегчит задачу! Почаще оставляйте ребенка в обычных трусиках или штанишках, и он очень быстро поймет, что «мокрое дело» не случается само по себе!
Готовность малыша к детскому саду – это не только элементарные навыки самообслуживания и развитая моторика. Большим плюсом для карапуза будет умение говорить, причем желательно не только на «своем» языке, понятном лишь маме. Малыш должен уметь хотя бы 15 минут сосредоточенно заниматься одним делом, а такжепонимать указания и запреты взрослых
Ребенок обязательно должен проявлять интерес к остальным деткам и общим играм в коллективе. Именно по этой причине психологи советуют отдавать ребенка в детский сад после трех лет, когда у него появляется потребность в общении с окружающими. Конечно, мамы и папы должны сами стремиться к тому, чтобы у малыша появились друзья еще до первого похода в детский сад. Не ограничивайте мир ребенка стенами своей квартиры! Почаще выбирайтесь на детскую площадку, походите на летние программы в центрах раннего развития да и просто ходите в гости к друзьям, у которых подрастают детки того же возраста. Такие «тренировки» заметно облегчат крохе адаптацию в коллективе. Если есть возможность прийти с ребенком погулять по территории детского сада, познакомиться с воспитателем и ребятами из будущей группы - обязательно этим воспользуйтесь!
Еще один важный момент жизни в садике – распорядок дня. Заранее узнайте его в своем детском саду и примерно за 2 месяца постарайтесь приблизить к нему ритм жизни малыша. Ребенок должен есть, гулять и спать приблизительно в одно и то же время. Меню тоже желательно приблизить к садовскому (супчики, каши, запеканки, омлеты и т.д.). И это не просто дисциплина, как может показаться на первый взгляд! Знакомый режим дня и привычное питание станут для ребенка некими «островками спокойствия», которые помогут облегчить адаптацию к детскому саду. 
Главное, что вам понадобится при отработке всех этих навыков и умений – терпение и любовь. Конечно, вам не раз придется отмывать кухню от остатков разлитого супа и разруливать «третью мировую» в песочнице из-за приглянувшегося всем разом грузовичка. Зато ближе к осени ребенок с гордостью скажет: «Я сам!», а вы сами удивитесь тому, как за эти три коротких месяца вырос ваш малыш…

Какую конкретно юридическую ответственность могут понести родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»?

 Федеральным законодательством установлены различные виды ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся за неисполнение обязанностей по обучению и воспитанию  детей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ч. 1 ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 440 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового (ст. 156 Уголовного кодекса РФ).
В соответствии с Семейным кодексом РФ родители (или один их них) могут быть ограничены в родительских 65 правах (ст. 73), а также лишены родительских прав, если они, в частности, уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют своими родительскими правами (ст. 69).
Если родители умаляют честь и достоинство других обучающихся, работников образовательной организации, ущемляют их права, порочат деловую репутацию образовательной организации, то такие правонарушения являются основанием гражданско-правовой ответственности в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.
Гражданско-правовая ответственность родителей может возникнуть также за неисполнение договора об образовании, если вследствие этого неисполнения образовательной организации причинены убытки.

 

Устанавливается ли по новому Закону максимальный возраст получения дошкольного образования?

 Согласно ч. 2 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

 Границы «дошкольного возраста» законодательно не определяются, устанавливается только начальная граница: согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ: получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Согласно п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденному

приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, образовательная организация 66 обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Опять же возраст прекращения образовательных отношений не определяется.

Таким образом, в Федеральном законе № 273-ФЗ и принятом в соответствии с ним Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования определенным образом не устанавливается максимальный возраст получения дошкольного образования, однако это не означает, что ребенок может обучаться в дошкольной образовательной организации неограниченный период времени.

Обучение по программе дошкольного образования ограничивается получением обязательного начального общего образования, которое согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" начинается не позднее достижения детьми возраста восьми лет.

Таким образом, право на обучение по программам дошкольного образования осуществляется в возрасте до 7 лет включительно, поскольку не позднее достижения возраста восьми лет обучающийся должен начать получение начального общего образования.

Ребенок часто конфликтует со сверстниками, что делать?

       Одной из причин проявления такого поведения является несформированность коммуникативных навыков.Конфликтные дети хотят и могут общаться, но, условно говоря, не имеют достаточного представления о способах эффективного общения.

  Это часто происходит у тех детей, которым не хватает внимания и заботы дома, которых постоянно ругают и критикуют. Такой ребенок вымещает в конфликте накопившиеся в его маленькой душе чувства обиды и зависимости. А если при этом ребенок видит, что его любимые мама и папа постоянно ссорятся друг с другом, то он, вероятно, просто не представляет себе, как можно общаться без ссор и конфликтов. Возможна и другая ситуация. Если дома ребенок - безусловный центр всеобщего внимания, кумир семьи, если каждое его желание сразу же и беспрекословно выполняется любящими родственниками, он ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, конечно же, не получает его. Тогда ребенок начинает добиваться желаемого, провоцируя своим поведением постоянные конфликты.

     В любом случае конфликтное поведение почти всегда является сигналом того, что в вашей семье что-то не так и с вами самими что-то происходит. Поэтому, занимаясь коррекцией конфликтности, пытаясь научить ребенка навыкам эффективного общения, будьте готовы к тому, что вам придется проанализировать и изменить собственное поведение. Иногда это бывает сделать сложно, но без этого вам вряд ли удастся эффективно помочь ребенку справиться с проблемами. Предлагаем вам советы, касающиеся особенностей взаимодействия родителей с конфликтными детьми.

• По возможности сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими детьми. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда им некогда или нет сил контролировать, своих детей, но именно в этот момент и может разразиться буря.

• Никогда не обвиняйте в причинах конфликта своего или чужого ребенка, не разобравшись в причинах ссоры. Не стоит стоять горой и покрывать своего ребенка – скорее всего в ссоре виноваты обе стороны.

• После ссоры обсудите с ребенком причины произошедшего, постарайтесь вместе с ним определить те действия, которые вызвали конфликт, вместе найти иные способы преодоления сложной ситуации.

• Никогда не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет сознательно провоцировать их.

• Показывайте ребенку пример эффективного общения. Не вступайте в конфликты, не ругайтесь и не ссорьтесь с ребенком. Если вы недовольны его поведением, объясните причины своего настроения и попытайтесь показать ребенку, как можно исправиться.

     Научите ребенка, (и постоянно напоминайте ему об этом) - что есть замещающие способы реагировать в напряженной ситуации,  не причиняя другим людям вреда. Например:

-  Действие заменить словом, объясните ребенку, что о своих эмоциях можно говорить, и, что «драться» - это не правильно. Научите его формировать, так называемые, «Я-сообщения»: «я злюсь, потому что...», «я обиделся, потому что...», «я расстроился, потому что...».

      Помогите ему постепенно освоить этот «язык чувств», и ему будет проще выразить свои эмоции.

-    Покажите ребенку безопасные примеры, как можно «выпускать пар», когда он очень зол: комкать и рвать бумагу, газету, бить и колотить специальную «злую подушку», а также кусать и кричать в нее, можно так же кидать со всей силой мягкие мячики в угол.

     Очень важно также «тренировать»  ребенка разным способам выхода из конфликтов, придумайте их вместе с ним. В дополнение, можно чаще читать ребенку добрые сказки, где «Добро всегда побеждает зло», а главные герои ведут себя достойно, инсценировать с игрушками сценки, проигрывающие безопасные пути выхода из конфликтых ситуаций, включать и разучивать позитивные песни, подобные: «Улыбке» и «Дорогою добра».

-   Не перегружайте его психику просмотром телевизора, полностью исключайте просмотры передач и мультфильмов с насилием.

Гиперактивный ребенок: что делать и как с этим бороться?

         Как и любую другую психологическую, педагогическую проблему,  проблему, нужно решать постепенно и с правильным подходом. Пожалейте свои нервы, нужно учить ребенка считаться с вашими чувствами и желаниями. Ведь вы живете вместе вы одна семья и по этому малышу нужно объяснить, что он должен иногда думать и о ваших чувствах и желаниях. 

 Разговаривайте с ним как со взрослым человеком, но доступными и понятными ему словами. Малыш должен привыкнуть к тому, что в доме он не один и бывают ситуации, когда нужно говорить и вести себя по тише. Детская нервная система очень не стабильна, поэтому во время шумной игры они сильно возбуждаются от собственного крика и потом их очень сложно успокоить. Разрешайте малышу играть, бегать, прыгать и кричать лишь до такой степени, которую способна выдержать ваша нервная система без ущерба для здоровья. Старайтесь убеждать ребенка что в активные и громкие игры удобнее играть на улице, например на детской площадке.    

         Потом после игры, перед тем как зайти домой пройдитесь с ним по улице, купите ему какой нибудь напиток, чтобы он переключил свое внимание с беготни  на питье. Старайтесь поговорить с ним на спокойную тему и после того как у него станет нормальное спокойное дыхание и он хоть немного успокоится можно заходить.

 

       Если вы дома, как сделать чтобы малыш хоть немного посидел спокойно?

      У вас в арсенале есть много средств: это пластилин, раскраски, книги, мазайки, машинки, куклы и т. д. Все просто не реально перечислить. Могут быть ситуации что разыгравшийся и раскричавшийся малыш, просто откажется от вашего предложения спокойно посидеть и поиграть. Вы не отступайте просто сядьте по середине комнаты и начните играть его любимыми игрушками, как бы мешая ему бегать и громким комментированием своих действий, тем самым превликая его к игрушкам. После того как он к вам присоединится, дайте малышу главную роль в вашей игре постепенно уменьшая свое значение, так он заигравшись может и не заметить момент когда вы уйдете.

       Многие родители уверенно утверждают, что их малыш не может играть сидя на месте и кроме беготни и крика его больше ни чего не интересует. Такое поведение может означать только то, что он еще не знает как играть и насколько это может быть интересно, вам нужно просто его научить. На детской площадке дети всё перехватывают друг у друга, по этому вашего участия и не требуется, а вот дома нужно ваше внимание. С детьми неусидчивыми и легковозбудимыми от природы, вам нужно будет проводить много времени за играми и постоянно придумывать что-то новое, для того что бы его удержать и заинтересовать. Не забывайте регулярно обновлять и менять игрушки, при этом постоянно покупать новые нет ни какой необходимости. Просто раз  в неделю перебирайте его игрушки и те которые, по вашему мнению, ему надоели он с ними не играет просто убирайте. Через месяц или два он обрадуется им как новым. И так возьмите за правило, сломанные игрушки выбрасываем и покупаем новые, а те которые надоели, убираем в чулан на пару месяцев. У ребенка в комнате игрушки разложите по полочкам для легкого доступа. Большое количество старых, наваленных в одной корзине или коробке игрушки его не привлекают и даже не представляют интерес, в такой ситуации, конечно, ему будет интереснее бегать, кричать и прыгать. Красиво расставленные игрушки, разложенные по темам, привлекают детское внимание и у вас больше шансов, что он ими заинтересуется.

 

Чего не следует делать родителям!

  • Худшее что вы можете сделать, это сначала разрешить ребенку бегать и прыгать, а потом спустя немного времени, когда у вас лопнуло терпение передумать и запретить, а еще хуже на орать на него.
  • Так же бесполезно кричать, что то типа «Замолчи!», «Веди себя по тише!» «Не шуми!» и т. д. Если ребенок разошелся одними словами его не получится успокоить, то у ребенка сформируется представление, что на слова родителей можно вообще не обращать внимание, и он просто перестанет на них реагировать.
  • Понаблюдайте за своим поведением, Если получается что в течении часа вы повторяете эти слова больше трех раз и реакции ноль, то вам нужно менять тактику, иначе он так и не будет реагировать на ваши замечания и общий язык вы не найдете.

Что делать если ребёнок жадничает?

 «Не жадничай», — говорит мама, выдергивая игрушку из рук своего двухгодовалого ребенка, чтобы отдать раскапризничавшемуся чужому малышу.

  «Наш Пашка — жуткий собственник», — рассказывает мама 4-летнего карапуза, мирно разгуливающего с машинкой по детской площадке. — Он ни с кем не делится игрушками, вынесет, положит их в сторонке и играет только одной. Но стоит кому-то из детворы взять его игрушки, лежащие в сторонке, он все бросает и бежит забирать свое. Ругаю его, вроде плачет, соглашается, но как только дело доходит до поделиться — ни в какую. Что с ним делать, ума не приложу».
Ребенок до 1,8 лет равнодушно относится к посягательствам на свою собственность, но, повзрослев, четко указывает границы, что это его и брать нельзя. В психологии это принято считать выражением территориального инстинкта. Так за что же мамы ругали малышей, которые не хотели отдавать игрушки? Получается, ни за что.
Хорошенько поройтесь в косметичке своей или подруги — в самом укромном уголке вы обязательно найдете безделушку, которую она прячет от посторонних глаз и никогда никому не показывает, потому что это ее собственность. Да-да, пусть маленькая, но любимая, и она не отдаст вам ее ни при каких обстоятельствах.
При возникновении конфликта на улице на маму давит мнение социума. С одной стороны, необходимо подчинится правилам и повести себя, как принято, — поделиться игрушкой, но с другой — подобное развитие ситуации вызовет у ребенка бурю эмоций и может привести к противостоянию, что совершенно не нужно на первых порах, когда ребенок только учится строить взаимоотношения.
Как быть?
— Задача каждой мамы — научить ребенка выживать в детском социуме. Однако, забирая у своего малыша игрушку, вы из союзника превращаетесь в еще одного обидчика, теряя авторитет в его глазах.
Встаньте на защиту малыша и скажите громко: «Мы сегодня в плохом настроении, совсем не хотим делиться». Таким образом, вы убережете себя от косых взглядов мамочек и избавите малыша от необходимости отдавать свое добро без желания.
— Постепенно, день за днем показывайте малышу, как общаются детки в песочнице: делятся или меняются игрушками, играют по очереди или уступают друг другу.
Расскажите, как мама и папа дружат со своими знакомыми, отдавая свои вещи и не требуя ничего взамен, меняясь. Если процесс происходит на глазах у ребенка, обратите на это его внимание: «Мы поменялись с тетей Оксаной журналами» или «Я дала дяде Вадиму попользоваться отверткой просто так».
Посещая со своим ребенком школу раннего развития по системе японского воспитания, я усвоила одно полезное правило: усаживаясь за обеденный стол, ребенок должен дождаться, пока рассядутся взрослые, и только затем сесть самому. Если за столом нет стульев, необходимо принести их взрослым и только потом себе. Это несложное правило при желании легко приживется и в вашем доме и воспитает в ребенке не только уважение к старшему поколению, но и привычку делиться.
— Избежать 65 % конфликтов на детской площадке поможет нехитрый прием — спрашивать разрешения поиграть чужой игрушкой. Такой подход обучает ребенка тактике делового общения и с ранних лет развивает самоценность.
— Многие спорные вопросы можно разрешить с помощью ролевых игр, проработав конфликтную ситуацию в домашних условиях с любимым слоненком в главной роли. Слоненок может быть жадиной и забиякой, а вы с малышом должны научить его правильно себя вести. Довольно часто родители пользуются старым приемом угощать детей на детской площадке сладостями. Он хорош еще и тем, что располагает деток к дальнейшему завязыванию отношений, что далеко не всегда сразу получается в столь раннем возрасте.
Жадность и агрессивное поведение
Недавно обнаружила, что Максим (3 года 10 месяцев) перестал делиться игрушками на площадке. Поначалу отношения со сверстниками у него складываются дружелюбно, но спустя время он может ударить, толкнуть, вырвать игрушку и уходит в сторону играть самостоятельно. Вероятно, он научился этому в садике — другие мамы часто жалуются на агрессивное поведение детей. Подскажите, как вести себя, чтобы изжить вредную привычку.
После трех лет на первый план выходит Я-позиция малыша и совместная игровая деятельность. Игрушка вместо предмета собственности становится необходимым атрибутом игры. Красивой игрушкой ребенок завлекает другого, чтобы дружить. Возможно, кто-то в садике забрал у вашего малыша игрушку, а дружба так и не состоялась, поэтому у него выработалась защитная реакция. Раз игрушку забрали, значит, свое надо защищать: толкнуть, ударить, вырвать, расплакаться, пожаловаться.
Как быть?
— Возможно, стоит поговорить с воспитательницей, попросив ее акцентировать внимание на совместной игровой деятельности детей. Если подобные ситуации были ею замечены, следует обсудить с группой элементарные правила построения взаимоотношений.


Негласные правила построения взаимоотношений
Чужие игрушки брать нельзя, если не даешь свои
Спроси разрешения, если хозяин игрушки разрешит — брать можно.
В чужие игрушки можно поиграть с разрешения хозяина или поменяться.
После игры или по первому требованию хозяина игрушки нужно вернуть — тебе их должны вернуть так же.
Никто не должен забирать, вырывать игрушки — и ты так же.
Нельзя первым ввязываться в драку, лучше объяснить неправоту словами.


— Вышеперечисленные правила должны быть отработаны в ролевой игре с любимой игрушкой. Зато потом маме будет легче на улице, в песочнице напоминать о том или ином пункте, избегая тем самым насильственных воспитательных приемов. Негативная реакция на поступки ребенка (окрик, шлепок, оскорбления) только усилит вредную привычку.
Благодаря четкому знанию правил игры на улице вашему ребенку будет легче сделать паузу, акцентировав внимание на плохом поведении других детей.
— Ролевые игры, в которые активно и с удовольствием начинают играть дети после трех лет, помогают им выпустить наружу конфликты, переживания, неудачный опыт общения и выработать правильную линию поведения. Понаблюдайте за играми вашего ребенка… В ответ на обиду, причиненную старшим братом, он, например, может отшлепать мишку. Соперничество между братьями и сестрами зачастую выражается в игре в милиционеров и бандитов, где бандитов зверски убивают (ребенок старается проговорить: «Я отрублю ему голову», «Закопаю в землю»). Перед игрушечными персонажами детям легче выразить свой гнев, излить свои обиды, раскрыть страх и внутренние переживания. В результате срабатывает психологическая защита, что приводит к положительному исходу.
— В психологии давно используется метод снятия стресса и нервозности с помощью рисования: пальчиковыми, обычными красками, карандашами, на песке. Гораздо легче выразить эмоции, накопившиеся в результате конфликта, на рисунке, чем подбирать слова. Опытные психологи по рисунку могут определить причины тех или иных поступков и комплексов.
Родителям на заметку
Если окружающие не называют жадиной вас, опасения, что ваш малыш начнет жадничать, беспочвенны.
Заставляя ребенка делиться насильно, вы закрепляете негативный результат, изо дня в день акцентируя на этом внимание.
Все конфликтные ситуации, возникающие на игровой площадке, нужно разобрать с ребенком и проговорить сразу после инцидента, а дома проиграть. Ребенок должен знать, как поступать в разных ситуациях.
Конечно, главное — терпение. Расстроенная мама, выволакивающая орущее чадо с площадки с криком: «Пока не научишься играть с детьми, будем сидеть дома», только усилит остроту момента.
Четко выстраивайте фразы, разбирая произошедшее, анализируйте пути решения конфликтов: «Маша, куклу нужно попросить, а не выхватывать из коляски», «Артем, с машинкой нужно играть по очереди, она ведь и не твоя, и не Максима», «Настя, попроси разрешения поиграть в посудку у девочки».
Основы общения закладываются с первых лет жизни, и от того, как ваш малыш научится находить общий язык в песочнице, будет зависеть, как сложатся его взаимоотношения с окружающим миром в будущем. Повзрослев, он освоит новые приемы манипуляции, методы решения некоторых вопросов силовым путем, тактику обольщения и пр. Но легкость общения будет заложена именно вами.
Самыми важными словами для ребенка на всех этапах его взросления будут ваши слова поддержки: «Ты мой самый любимый человечек, и у тебя все получится». Ваша вера будет согревать его и направлять.



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей